Состав кафедры

    Борсук Нина Николаева – заведующий кафедрой, к.ф.н.

    Жигалова Мария Петровна – профессор, д.п.н. (РФ), доцент

    Заика Зоя Михайловна – доцент, к.ф.н., доцент

    Самуйлик Ярослав Григорьевич – доцент, к.ф.н.

    Чагайда Юлия Николаевна – доцент, к.ф.н.

    Тоболевич Татьяна Николаевна – старший преподаватель

    Игнатюк Татьяна Николаевна – старший преподаватель

    Щерба Оксана Викторовна – старший преподаватель

    Будник Ольга Александровна – доцент, к.ф.н.

    Ветрова Людмила Владимировна – специалист по сопровождению учебного процесса

Учебно-методическая работа

Дисциплины, закреплённые за кафедрой: 

    Беларуская мова. Прафесійная лексіка.

    Русский язык как иностранный.

    Русский язык. Профессиональная лексика.

    Русский язык как иностранный (факультатив)

Главную цель преподаватели дисциплины «Русский язык как иностранный» видят в осознании студентами потребности овладения профессиональной терминологией в области будущей специальности, формировании активного, пассивного, потенциального словарного запаса будущего специалиста. По этой причине первостепенное значение, начиная уже с подготовительного отделения, уделяется профессионально-ориентированному обучению, которое проводится в его интеграции со специальными дисциплинами по пособиям, разработанным специалистами кафедры. Приятно отметить, что преподавателям русского языка как иностранного удалось привлечь к написанию учебных изданий, нацеленных на формирование достаточной и необходимой коммуникативной, речевой, языковой компетенций иностранных студентов в научном дискурсе, своих коллег с технических и экономических кафедр. Например:

  1. Борсук Н.Н., Драган, В.И., Заика З.М. Методические указания для иностранных студентов по русскому языку как иностранному на основе текстов по дисциплине «Металлические конструкции».– Брест : БрГТУ, 2013.
  2. Борсук, Н., Волчек, А., Заика, З. Экология бассейна р. Мухавец: методические указания для студентов, обучающихся по специальности “Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов”. – Брест : БрГТУ, 2016.

Ежегодно совместно с коллегами кафедры русского и общего языкознания  УО БрГУ им. А.С. Пушкина проводится межвузовский научно-методический семинар «Проблемы преподавания русского как иностранного и других лингвичстических дисциплин в высшей школе», по результатам работы которого издаётся сборник научных статей «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного и других лингвистических дисциплин в вузе» (издано 11 сборников).

Задача преподавателей дисциплины «Белорусский язык. Профессиональная лексика» ‑ способствовать развитию и популяризации белорусского языка, сохранению и приумножению духовно-культурного наследия белорусского народа; отработке лексических, орфоэпических и орфографических навыков согласно новой редакции «Правил белорусской орфографии и пунктуации».

Учебно-методическая литература, изданная преподавателями кафедры в 2022 году:

  1. Чагайда, Ю.М. Беларуская мова (прафесійная лексіка): практыкум для студэнтаў тэхнічных спецыяльнасцей. – Брэст : Выдавецтва БрДТУ, 2022. – 70 с.
  2. Игнатюк, Т.Н. Русский язык как иностранный в техническом вузе. Лексика и грамматика : практикум для специальности 1-53 01 01 Автоматизация технологических процессов и производств. – Брест : БрГТУ, 2022. – 147 с.
  3. Самуйлік, Я.Р. Беларуская мова (прафесійная лексіка) : практыкум для студэнтаў эканамічных спецыяльнасцей / Я. Р. Самуйлік. – Брэст : БрДТУ, 2022. – 104 с.
  4. Будник, О.А. Русский язык как иностранный. Практическая грамматика по учебной дисциплине «Русский язык как иностранный» для иностранных студентов всех специальностей : практикум / О.А. Будник. – Брест : БрГТУ, 2022. – 104 с.
  5. Борсук, Н.Н. «Брест на карте мира» для студентов-инофонов: учебное пособие. – Брест, БрГТУ, 2022. – 102 с.

Научно-исследовательская работа. Международное сотрудничество

Кафедра занимается научными исследованиями в области языкознания и педагогики:

    изучение эффективности различных методик в преподавании русского языка как иностранного;

    переосмысление, поиск новых принципов, методов, дидактических средств преподавания русского языка как иностранного в пределах триады «этнос-язык-культура»;

    научно-методическое обеспечение образовательного процесса студентов в условиях двуязычия;

    изучение социокультурных проблем белорусско-польско-русско-украинского пограничья.

Ведётся работа по научно-исследовательским темам, зарегистрированным в реестре БрГТУ:

«Краеведение в культуре и социуме Брестчины: теория и практика», (научный руководитель:– профессор М.П. Жигалова, д.п.н. (РФ), доцент);

«Белорусский язык в системе профессионально ориентированного образования и его место в процессе подготовки студентов технического университета» (научный руководитель – доцент Ю.Н. Чагайда, к.ф.н.).

При кафедре создана и действует научно-исследовательская лаборатория по изучению социокультурных проблем белорусско-польско-русско-украинского пограничья (приказ от 03.01.2017 г. № 1) Заведующей лабораторией:  профессор Жигалова М.П.

Цель − проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, а также опытно-экспериментальных работ (НИОЭР) по решению важнейших социокультурных  проблем белорусско-польско-русско-украинского пограничья и формированию коммуникативной личности, способной к консолидации социума, а также конкурентоспособных специалистов народного хозяйства Республики Беларусь.

Кафедра поддерживает связи с Хух-Хотоским профессиональным институтом (Китай).

Научно-исследовательская лаборатория по социокультурным проблемам пограничья (НИЛ) создана при кафедре белорусского и русского языков в январе 2017 года (Приказ ректора университета от 03.01.2017) в соответствии с миссией университета, утверждёнными основными направлениями деятельности университета с целью проведения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, а также опытно-экспериментальных работ (НИОЭР) по решению важнейших социокультурных проблем белорусско-польско-русско-украинского пограничья и формированию коммуникативной личности, способной к консолидации социума, а также конкурентоспособных специалистов народного хозяйства Республики Беларусь.

Основными задачами НИЛ являются:

  • проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, направленных на решение социокультурных проблем Брестчины, белорусско-польского, белорусско-русского и белорусско-украинского пограничья в соответствии с утверждённым НИЛ научным направлением;
  • проведение научно-исследовательской деятельности по разработке теоретических, методологических, научно-методических основ социокультурных проблем Брестчины и пограничья;
  • проведение научных изысканий для внедрения в практику работы материалов исследований в учреждения образования и культуры разного типа, предприятий с целью просвещения и приобщения молодёжи к культуре пограничья и консолидации приграничного социума;
  • участие в организации и проведении совместных белорусско-польских, белорусско-русских и белорусско-украинских научных исследований по изучению социальных и культурных проблем пограничья;
  • развитие тесного сотрудничества с культурно-образовательными учреждениями Брестчины;
  • изучение истории развития предприятий и организаций как фактора отражения культурного наследия Брестчины и пограничья;
  • расширение деятельности по сотрудничеству с международными организациями и зарубежными странами, национальными организациями и учреждениями в рамках как многосторонних, так и двусторонних соглашений и проектов в области изучения историко-культурной жизни мультикультурного пространства брестско-подлясского пограничья;
  • организация повышения квалификации научных работников по вопросам межкультурной коммуникации.

Достижения 2022 года:

Организация научных мероприятий:

Проведение II Международной очно-заочной метапредметной научно-практической конференции «Этносы и судьбы в современном социуме: теория и практика» 15.12.2022 г.

Проведение республиканской (с международным участием) научно-практической конференции «Актуальныя праблемы лінгвістыкі і лінгвадыдактыкі» 14.10. 2022 г. (с участием студентов).

Научно-методический семинар «Проблемы преподавания РКИ и других лингвистических дисциплин в высшей школе» совместно с кафедрой общего и русского языкознания УО БрГУ имени А.С. Пушкина.

Публикации -- 55

Монографии

  1. Буднік, В.А. «Паэтыка любові і жыцця». Паэтыка прозы І. Пташнікава: тыпалогія герояў, наратыўныя стратэгіі. Манаграфія. – Брэст : Выдавецтва БрДТУ, 2022. ‑ 160 с.

Научные статьи ВАК

  1. Буднік, В.А. Сэрцам у Мсціжах: творчы лёс Івана Пташнікава / Роднае слова 10/2022 С. 36-39
  2. Жигалова, М.П. Педагогические династии ‑ диалог поколений (отзыв на книгу В. П. Старжинского «Учительская династия: традиции и новации») // Адукацыя і выхаванне, № 2, 2022. – С. 75–79.

         Статья в коллективной монографии на английском языке

  1. 1. Maria Zhigalova. Teacher education and professional development in the Republic of Belarus: 1990- 2020 overview and future prospects //THE PALGRAVE HANDBOOK OF TEACHER EDUCATION IN CENTRAL AND EASTERN EUROPE / Edited by Marta Kowalczuk-Walędziak Roza A. Valeeva Marija Sablić Ian Mentre. – Изд: Palgrave Macmillan, 2022. – 544с. – С. 455 – 475.

Научно-исследовательская работа студентов

Преподаватели кафедры сумели создать условия для реализации творческих способностей студентов и слушателей (в том числе и иностранных), активного их включения в научно-исследовательскую деятельность, координации и популяризации студенческой научно-исследовательской работы через средства массовой информации, сотрудничества со студенческими организациями вуза.

По инициативе кафедры было создано студенческое научное объединение «Лингво+», работа которого ведется согласно Положению № 12 от 18.03.2013 «О студенческом научном объединении», утверждённом ректором университета П.С. Пойтой.

В состав СНО (научн. рук.: к.ф.н., доцент Самуйлик Я.Г.) входят следующие структурные единицы:

  • научно-исследовательская группа «Карані» (научн. рук.: к.ф.н., доцент Самуйлик Я.Г.);
  • научно-исследовательская группа «Лексика будущего специалиста» (научн. рук.: к.ф.н., доцент Заика З.М.).
  • научно-исследовательская группа «Межкультурная коммуникация в современном обществе»

Целью СНО является создание условий для реализации творческих способностей студентов и слушателей, развития их социально-психологической компетентности для работы в научном коллективе, активного включения в научно-исследовательскую деятельность кафедры белорусского и русского языков, а также университета в целом, развитие научного потенциала, что способствует повышению качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

  • овладение студентами и слушателями в процессе обучения научными методами познания, углубленное и творческое освоение учебного материала, ориентация на постоянный рост научного знания;
  • содействие всестороннему развитию личности, ознакомление с достижениями науки в области языкознания и краеведения;
  • формирование навыков самостоятельного решения актуальных научных и практических задач;
  • формирование творческих, инновационных подходов к организации и проведению научных исследований и практическому освоению результатов научной деятельности.

Достижения 2022 года

  • Организация и проведение I Международного конкурса научно-исследовательских работ «Шаг в мир науки экологии»;
  • Участие в конкурсе посвященном 30-летию сотрудничества КНР и Беларуси, организованном Посольством КНР и РБ. Представлены короткометражные фильмы об учебе и жизни китайских студентов в Беларуси;
  • Организация и проведение университетской межфакультетской олимпиады по РКИ, олимпиады по белорусскому языку в рамках Международного Дня родного языка;
  • Организация марафона «ФИСЭ помнит» ко Дню Победы;
  • Участие в выставке «Неделя науки –2022». На выставку было представлены следующие экспонаты:

фотоальбом «Улицы на карте Бреста»;

«Будущему специалисту»: электронный словарь терминологической лексики;

Альманах студенческих работ «Штрихи истории ложатся на страницы»;

  • организация и проведение открытого творческого конкурса “Хадзі на мой голас”: да 85-летия со дня рождения белорусской поэтэссы Дануты Бичель-Загнетовой;
  • проведение квест-игры "Брест на карте мира";
  • проведение интеллектуальной викторины для белорусских студентов «Я люблю русский язык, полюби и ты»;
  • создание видеопрезентации «Жизнь в Брестском государственном университете» на русском, английском и индонезийском языках слушателя ПО Эки Абрура;
  • участие в Республиканском конкурсе эссе-работ "Хочу быть дипломатом", организованном пресс-службой Министерства иностранных дел (Диплом 1 степени); в республиканском интерактивном проекте «Рэцытацыя – 2022» в рамках Республиканского фестиваля художественного творчества учащейся и студенческой молодёжи «Артвакацыі – 2022» (диплом I степени); в Республиканском смотре-конкурсе художественного творчества студентов учреждений высшего образования «Артвакацыі – 2022» в рамках Республиканского фестиваля художественного творчества учащейся и студенческой молодёжи «Артвакацыі – 2022» (диплом II степени в номинации «Театральное творчество. Художественное слово»); в Республиканском конкурсе работ творческой молодёжи «Золотое перо “Белой Руси” – 2022» (диплом II степени в категории «Студент»); в Республиканском конкурсе «Booktrailer»; в Республиканском конкурсе творческих работ, посвящённых Году исторической памяти (диплом ІІІ степени в номинации «Великая Отечественная война в памяти моей семьи»);

Публикации – 19

Количество студенческих докладов (устных, стендовых), прочитанных студентами на научных мероприятиях (100), из них:

Международных – 9;

Республиканских – 6.

Организация и проведение студенческих научных мероприятий:

Читательской студенческой конференции «Остаться самим собой…»: к 130-летию со дня рождения К.Г. Паустовского.

Круглого стола “Ад прадзедаў спакон вякоў мне засталася спадчына…”: к 140-летию со дня рождения классиков белорусской литературы, основателей современной белорусской литературы и литературного языка, народных поэтов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа.

Республиканской (с международным участием) научно-практической конференции «Актуальныя праблемы лінгвістыкі і лінгвадыдактыкі» (с участием студентов).

Круглого стола “Заставацца сабой”: да 85-годдзя з дня нараджэння беларускага пісьменніка Уладзіміра Гніламёдава.

Участие в студенческих научных мероприятиях:

В Международной научно-практической конференции «Молодёжь. Духовность. Отечество: история и вызовы современности».

В Международной студенческой научной конференции «Слово в языке, речи, тексте» (УО БрГУ им. А.С. Пушкина);

В региональном научно-методическом семинаре “Культура Берасцейшчыны, Беларусі, сусвету ў люстэрку іменаслову”.

Воспитательная работа

Прэзентацыя сайта “Уладзімір Калеснік – чалавек Адраджэння”

“Уладзімір Калеснік – чалавек Адраджэння”. Пад такою назваю 27 верасня адбылася прэзентацыя сайта ў Брэсцкай абласной бібліятэцы імя М. Горкага. Імя Уладзіміра Андрэевіча студэнтам ФІСЭ (гр. М-152, М-153), былым школьнікам, добра вядома па твору “Мы з вогненнай вёскі”, старонкам артыкулаў літаратуразнаўцы па творчасці Н.Мацяш і А. Разанава.

Сёння маладым людзям адкрыліся новыя грані асобы У. Калесніка. Яны даведаліся, што вядомы крытык, пісьменнік яшчэ і паэт, мастак, разбяр па дрэву, падарожнік, надзейны сябар, у гады вайны – сувязны партызанскага злучэння. І нарадзіўся Уладзімір Андрэевіч на наваградскай зямлі. А мы так прывыклі У. Калесніка лічыць берасцейцам!

Уразіла студэцкую моладзь выстава да 100-годдзя з дня нараджэння Уладзіміра Андрэевіча, на якой сярод іншых была прадстаўлена кніга Н.М. Борсук “З пяшчотным даверам да чытача”: нарысы па літаратуры Берасцейшчыны. Прыемна было даведацца будучым інжынерам, што і іх выкладчык далучыўся да вывучэння спадчыны У. Калесніка, асэнсавання творчасці берасцейскіх мастакоў слова.                      

Я люблю русский язык! Полюби и ты!..

Поздравляем команду-победительницу – будущих инженеров из группы ТВ-19! Прекрасные знания показали студенты в процессе проведения интеллектуальной игры – брейн-ринга «Я люблю русский язык! Полюби и ты!» По мнению организаторов мероприятия, старших преподавателей кафедры белорусского и русского языков Щербы О.В., и Тоболевич Т.Л., интеллектуальная игра такого типа будет способствовать развитию познавательного интереса к лингвистике, воспитанию любви к слову. С интересом, азартом будущие экономисты, инженеры выполняли задания, правили речевые, синтаксические, морфологические ошибки в предложениях, устанавливали соответствия между фразеологизмами и их значениями. Студенты предложили проводить почаще мероприятия, которые будут направлены на формирование культуры речи.

 «КАКОЙ ПРИВЕТ – ТАКОЙ ОТВЕТ»

10 ноября 2022 года преподавателями РКИ БрГТУ д.пед.н., проф. М.П.Жигаловой и к.фил.н., ст. преп. О.А.Будник была организована видеопрезентация «Формы речевого этикета народов мира» для белорусских и иностранных студентов с целью их знакомства с правилами поведения в обществе, той речевой культурой, которая не должна допускать хамства и грубости.

В ходе просмотра презентации и беседы студенты отметили ту национальную специфику, которая характерна для каждого народа. Были рассмотрены национальные отличия речевых этикетов в разных странах, таких как: Беларусь, Россия, Арабские Эмираты, Америка, Австралия, Англия, Корея, Германия, Франция, Италия, Болгария, Испания и др.

Белорусские студенты рассказали о своих национальных и российских формулах этикета, а иностранные студенты БрГТУ: 1 курс СФ гр. П-361 Эрика Эсмеральда Монсальве Габазутт (Венесуэла), 5 курс, ЭФ гр. Би-54 Ли Цзячен (Китай), 1 курс, АС-63 ФЭИС Акинпелу Тимати Ифеолува (Нигерия) представили свои формулы вежливости, приветствия и прощания и др., принятые в их государствах.

Такое знакомство позволило студентам сделать вывод о том, что речевой этикет каждой страны по-своему уникален и необычен. Но вежливость, добродушие и уважение, как важные факторы отдельно взятой страны, объединяют все народы и нации.

Преподавателями проводимого мероприятия М.П.Жигаловой и О.А.Будник была высказана мысль о том, что независимо от того, в какой стране оказывается человек, для него не составит сложности обратиться в правильной форме к иностранцу, быть вежливым, приветливым, доброжелательным, если он хочет, чтобы и ему ответили тем же.

Преподаватели кафедры белорусского и русского языков Игнатюк Т.Н, Будник О.А. провели квест-игру ,,Брест на карте мира''. В игре приняли участие китайские студенты машиностроительного факультета гр.19/1 и экономического факультета гр. Би-54. Студенты выполняли квест-задания , связанные с историей и культурой города Бреста, вспомнили памятные места города и известных деятелей науки и культуры, проживающих в этом городе.